Сев в машину в половину восьмого вечера, нашли в навигаторе «Сотый» перевал, от тропы на Маранкуль до перевала около 18-20 км, но беда заключалась в том, что до заката оставалось около часа, а на этом отрезке дороги ни я, ни муж в жизни не были. Положившись только на собственное везение мы поехали вверх.
Если до этого мы ехали по старой, но очень даже хорошей дороге, то теперь, по мере приближения к перевалу, она становилась хуже. В некоторых местах асфальт уже частично превратился в гравийку.
Кстати, вот у этого покосившегося знака высаживаются пеше-водные туристы, топают вправо через перевалы и выходят к Оне с целью посплавляться по бурной речке.
Чем ближе и выше мы поднимались, тем гуще становился туман. Скорость движения небольшая, более чем достаточная для того что увидеть быстрое течение тумана по горный вершинам. Очень захватывающее зрелище — бесконечные горы, уходящие куда-то вверх.
Природа заметно изменилась, отчетливо видны границы между растительными зонами: выехали мы из тайги и приехали в высокогорную тундру с карликовыми растениями и альпийскими лугами.
Судя по викимапии, это вид на гору Плоская. Высота 2313 м. Хребет Кохош. За ней находятся Стоктышкие озера, относительно недалеко от трассы.
По началу мы переживали, что туман закроет всю трассу и не удастся увидеть ничего, но мы зря. Время и погода подобрались настолько потрясающие, что хотелось останавливаться каждый метр и любоваться видами. Каждую секунду, благодаря течению тумана, вид менялся, приобретая все новые грани.
Вдоль дороги растет очень много фиалок.
За мостом около базы ДРСУ дорога становится полностью гравийной и на протяжении нескольких километров не имеет покрытия. Это обусловлено слабыми грунтами.
Ехать не то что бы страшно, но как-то неприятно. По этой извилистой дороге ездят большегрузы, а отбойников или каких то ограждений вдоль дороги не предусмотрено. Это еще не самая высокая точка пути, дорога все еще продолжает подниматься.
Еще через один виток мы приехали к цели.
Сая́нский перева́л (также известен как «Сотый перевал») — горный перевал в Южно-сибирских горах (Западный Саян), важный транспортный переход — через перевал проходит трасса Абакан — Ак-Довурак. Расположен на границе Хакасии и Тывы (Россия).
Высота перевала составляет 2214 м над уровнем моря. 250-километровая горная дорога соединяет отдалённые населённые пункты Тывы с городами Западной Сибири.
По перевалу проходит границы Тывы и Хакасии, так же здесь начинается природный заказник «Позарым»
Добрались мы прямо к закату, хотя его и не было видно, как и не было видно тот самый вид с Сотого перевала. Все покрывал густой туман, очень влажный и холодный. Буквально за 5 минут из одежды выдуло все тепло. Но вдруг, на секунду туман расступился и, нам удалось все же понаблюдать тот самый вид, за которым мы и ехали.
На перевале есть беседки, но они все обвязаны цветными ленточками — чалама. Повязывая ленту определенного цвета, человек просит у духов либо здоровья, либо богатства, либо чего-то еще. Повязывание ленточек — это целый ритуал, если ты знаешь, как это нужно делать правильно.
В некоторых источниках пишут, что Сотый перевал еще с древних времен являлся значимой транспортной артерией.
В общем, могу сказать, что цель поездки себя оправдала. Очень красивое место в очень красивое время. Хотелось бы побывать там в каждое время года.