Природа Хакасии очень разнообразна, за одну поездку ты можешь увидеть все природные зоны, начиная со степей заканчивая высокогорной тундрой.
Поехали мы на юг, но не на тот, где пляжи и официанты у бассейнов, а в горный, тот самый красивый саянский юг, в сторону Абазы и за нее. Фотографий сравнительно мало вышло: мой фотоаппарат окончательно сломался, с собой была древнючая «продвинутая» мыльница с очень маленькой флэшкой. За всю поездку вышло около 70 снимков в общем. Для меня это было испытанием, потому как хотелось снять каждый кустик и горку, но счетчик кадров настойчиво рекомендовал экономить, как оказалось очень даже не зря. Некоторые фото будут с телефона, а некоторых фото просто не будет)
Путь наш начался к концу дня, около 4 часов мы выехали по Аскизскому тракту в сторону Абазы. До Таштыпа дорога проходит через степи, после уже начинаются извилистые перевалы сквозь тайгу.
Сама трасса в хорошем состоянии, несмотря на то что по ней ездят большегрузы.
Автодорога Абакан — Ак-Довурак — автомобильная дорога регионального значения Абакан — Ак-Довурак. На участке Республики Хакасия имеет учетный номер 95К-002[1], в Республике Тыва — 93К-01[2]. Является главной транспортной артерией, связывающей западную часть республики Тува с Хакасией, а также является важнейшей внутриреспубликанской дорогой республики Хакасия. До 31 декабря 2017 года допускается использование прежнего обозначения автодороги А161.
Построена в 1969 году в связи с необходимостью связи асбестового комбината в Ак-Довураке с железной дорогой.
Если открыть викимапию, то вдоль дороги, уже за самой Абазой, можно найти много урочищ — бывших поселков, живших полной жизнью в советское время, ныне уже не существующих или доживающих свои последние дни.
Абаза, кстати, прекрасный город, красивый и, в тоже время, немного несуразный. В одной пятиэтажке ты можешь обнаружить 5 продуктовых магазинов, или увидеть оградительные столбики на полотне самой дороги перед разметкой, а не сбоку от дороги. Или вот такую студию.
Хотя город прекрасный и уютный, окруженный горами, от его упадочности и хмурости никуда не деться. Уличное освещения тут строго с 23:00 до 00:00, ямы на дорогах, печальные многоэтажки с подавляющим количеством старых деревянных окон. Видимо, я привыкла, проходя по улицам, видеть в домах только беленькие красивые пластиковые окна, а в Абазе их совсем мало, процентов 30 в многоквартирных домах. Не могу сказать с уверенность, что наличие современных окон может являться признаком достатка населения, но факт остается фактом. Кстати, на окнах очень мало москитных сеток, потому как комаров тут практически нет.
Кстати, еще одна проблема, перед тем как ехать мы обзвонили все объявления о сдаче квартир посуточно в Абазе, немного немало, а целых 3 объявления (!!!) прошу заметить. Все три объекта недвижимости были заняты, но мы уговорили дяденьку, пытавшегося сдать на длительный срок 2х-комнтаную квартиру, пожить в ней за скромную плату несколько дней. Итого потрачено 1500 за 3 дня вместо 3х тысяч. Конечно апартаменты более чем скромные, но для ночевки более чем пригодно. Квартира эта была возле ЗАГСа: днем там играют свадьбы, а вечерами его атакуют коты в ожидании той самой сильной и независимой женщины!
Целью данной поезди было озеро Маранкуль и Сотый перевал.
Очень сложно ходить в походы, если ты сова. С вечера прикинув, если проснуться в 10 и выехать в 11, то можно до заката успеть сбегать на озеро и съездить на перевал… Я никогда так крупно не ошибалась… Проснувшись с трудом в 12 и выехав в час, никто не рассчитал, что дорога за Абазой достаточно сложная. Трасса несколько раз превращается в сложные серпантины с прекрасными видами, ну как тут не потратить время на то, чтобы выйти и поснимать. Кстати, в паре километров от Абазы связь пропадает и больше не появляется.
Первый перевал, на который мы поднимаемся это Канжульский.
Один из перевалов Западного Саяна. Высота 1107 метров над уровнем моря. Это край удивительной девственной природы, это владения марала и соболя, очень редких видов животных и птиц, занесенных в Красную Книгу России.
Если ехать со стороны Ак-Довурака:
Через 15 км спуска вновь начинается трудный 10-километровый подъем на последний перевал дороги — Канжульский, или Ханджульский, — по крутым петлям серпантина. Дорога делает 6 — 7 витков, из них 4 крутых. С вершины перевала открывается панорама Западного Саяна, гольцы Джебашского хребта, далеко на востоке угадывается долина Енисея.
Вид со смотровой открывается прекраснейший. На обратном пути очень хотелось сделать кадр со звездами из этой точки, но небо затянуло тучами. Спустившись с перевала встретили на дороге пару куропаток, одна более бдительная сразу кинулась наперерез машине, вторая, более любопытная, так и торчала на середине трассы, пялясь на нас. Это, кстати, не единственный дикий зверь встреченный в дороге — было еще что-то большое и не понятное перебегавшее трассу, и на обратном пути зайки перебегали ночную трассу.
Вдоль трассы петляет река Она, мы начитали 5 мостов через эту реку.
О́на (в верховье — Мунгашгол, хак. Аны) — горная река в южной части Республики Хакасия, правый приток реки Абакан, длина 157 км, площадь водосбора 4500 км².
Река очень красивая, протекает между высокими скалами, сплавная, по пути видели 2 группы катамарнщиков. Фотографий, к сожалению, нет.
Последний живой населенный пункт на трассе — пос. Большой Он. Его можно узнать по разрушенной советской заправке на повороте сразу за мостом.
Большо́й Он (хак. Улуғ Он) — посёлок в Таштыпском районе Хакасии.
Расположен в 130 км к югу от райцентра — села Таштып. Посёлок находится на берегу реки Большой Он, в горной местности (1,5 км над уровнем моря), неподалеку от автотрассы Абакан — Ак-Довурак. Расстояние до ближайшей ж.-д. станции в г. Абазе — 100 км.
Население — 35 чел., в том числе хакасы, украинцы, русские.
Посёлок основан в 1948. Население составляли так называемые спецпереселенцы — ссыльные литовцы, западные украинцы. Они сплавляли лес по реке, а в 1960-х годах работали на строительстве автотрассы Абакан — Ак-Довурак. В период наибольшего развития в посёлке были столовая, гостиница, школа, фельдшерско-акушерский пункт. В настоящее время здесь находится Большеонский лесхоз, метеостанция, турбаза «Снежный Барс».
На сегодня посёлок практически не существует (имеется несколько временных построек охотников).
Несмотря на свою развитость в советское время, поселок практически вымер, есть один свежепостроенный домик, судя по указателям — это столовка.
В месте где расположен поселок в Ону впадает Большой Он, и дальше мы едем вверх по течению как раз таки уже Большого Она, река более бурная, горная.
Отдельно бы хотелось поговорить о «развитом» хакасском локальном туризме. Сейчас нашей целью было озеро Маранкуль. Так вот, с трассы нет ни одного указателя на начало тропы. Прочитала в интернетах, что вроде как тропа начинается с турбазы Снежный Барс. Свернули по указателю с трассы направо, к базе. Особенность туриндустрии в Хакасии — «вот у меня есть турбаза, доезжайте до нее как хотите, дорогу делать не буду, не проедешь да и хер с тобой.» Пошкрябав дном по печальной грунтовке с лужами около полутора километров, доехали до какого-то ручья с мостиком, как раз выглянуло солнце и перестал накрапывать дождь. Это между прочим единственное место для разворота на этой ужасной дороге не доезжая до турбазы.
Несмотря на то, что нет указателей, хотя мы живем в цивилизованном мире, нашли в навигаторе то самое место где начинается тропа на Маранкуль. Чтобы ее найти нужно перелезть через отбойник с левой стороны дороги и спуститься вниз к шумящей реке.
Начинается тропа с так называемого «мостика любви» — мост через реку Большой Он. Почему мостик любви я не знаю. Это странное желание людей давать названия «%достопримечательностьнэйм любви» мне непонятна.
Большой Он (хак. Улуғ Он) — река отрогов Западного Саяна, правый приток р. Она (бассейн р. Абакан).
Длина — 52 км, площадь водосбора — 1041 км². Протекает по территории Таштыпского района. Исток — близ южной границы Республики Хакасия, в 2,2 км юго-западнее Саянского перевала, абсолютная высота около 2200 м
Тропа к озеру постоянно идет вверх через тайгу. Бесконечный подъем по растоптанной лошадьми лесной тропе, особенно хорошо идти после дождя — через 300 метров тебе уже плевать, что твои боты полностью мокрые и в грязи) нужно было брать с собой резиновые сапоги. Между тем, начали мы подъем в 15.30 (!!!), тропа от моста до озера около 5 км, от турбазы Снежный Барс около 8 км.
На удивление встретили очень мало туристов, к примеру, на Борусе идёт нескончаемый поток людей в обе стороны, а здесь мы встретили группу у реки в начале и еще одну уже на подходе к самому озеру, ну и кучу следов копыт — конные туры для ленивых) Кроме туристов на тропе множество других обитателей. Мы видели какую-то забавную маленькую черную мышку, слышали десятки разных птиц, даже видели какую-то здоровую черную птицу — тетерев или глухарь, ну или какая-то другая большая черная птица)) А еще встретили сову! Настоящую дикую сову!!! Когда она прилетела и села на ветку, лес разразился громким птичьим криком, по всей видимости мелкие птички, гнездящиеся здесь, защищали свои дома от хищника.
Бесконечный подъем заканчивается перевалом, с которого открывается вид на озеро Маранкуль.
Одним из уникальных достопримечательностей Хакассии по праву считается озеро Маранкуль, расположенное высоко в горах Западного Саяна, Таштыпского района республики, на высоте 1,6 км. Горный реликтовый водоем с необыкновенно кристально чистой водой и температурой 16о С является популярным туристическим и экскурсионным объектом. Путешественников привлекает суровая величественная красота горных вершин, холодная неприступная загадочность горного водоема. Вокруг озера простирается бескрайняя сказочная тайга с редкими видами растительности — эдельвейсов, кустарников курильского чая, рододендронов, золотого (родиолы розовой) и маральего корня (левзеи сафроловидной). Среди разнообразных редких животных здесь встречаются снежные барсы (ирбисы), горные бараны архары или аргали. Озеро и реки, впадающие в него богаты хариусом. Вокруг озерной котловины возвышаются горные вершины с каменными россыпями и гольцами, которые имеют неповторимую мозаичную текстуру, фотографии окружающих скал часто используются как визитная карточка места. Особенно красив водоем в обрамлении горных вершин ранним утром и в лучах заката.
А еще можно найти вот такую прекрасную информацию:
Поговаривают, что в здешних лесах встречался путникам снежный человек – йети.
Озеро и правда очень красивое в лучах закатного солнца, ведь когда мы поднялись на этот самый перевал было уже начало шестого вечера. Оценив свои силы и время, решили, что этот вид на озеро очень удачный и полностью нас устроит в качестве цели похода. Посидели отдохнули на скале в окружении бурундуков, которых тут несчетное множество. Вот один из них, людей не боятся, весь спуск сопровождали нас бегая по деревьям. Кстати, тайга очень богата растительностью: огромное количество грибов, со шляпками размером с мою ладонь, а то и больше, очень много мхов и цветов, а сама тайга состоит из толстых хвойных деревьев.
Подняться в гору это одна беда, а вот преодолеть тот же путь, только вниз, совсем другая. Добравшись до машины в 7.30 набрали в навигаторе «сотый перевал» и поехали в край низких облаков.